Нина Донина

Ваш финансовый консультант

Беседы о деньгах
с Ниной Дониной

SMARTируем цели

Эту статью я писала 8 лет назад. Она не была опубликована. Так что править не буду.

Слово SMART — это мнемоническое слово, помогающее запомнить 5 важнейших критериев постановки целей. Данная аббревиатура настолько привлекательна, что создатели «умных целей» вносят в нее все новые и новые трактовки.

Предлагаю остановиться на одной из них.

S: specific. Цели должны быть конкретными, ясными, четко-сформулированными, чтобы по достижению результата вы смогли сказать: «да, это именно то, что я хотел».
Т.е. вы хотите не абстрактный дом, а конкретный:
- в 2 этажа ( и не говорите мне, что вы хотите 5 :-) ),
- в России, в ближайшем Подмосковье (а может быть на берегу Средиземного моря,ну уж точно не моря Лаптевых),
- с лужайкой в несколько гектар и бассейном.
Ваше воображение нарисовало цель, вы ее четко описали и пошли протаривать дорожку для ее достижения.
Мимоходом остановлюсь на столь популярной цели, как финансовая независимость. Является она четкой и ясной? На мой взгляд, нет, до тех пор, пока вы не наполните ее конкретикой. Например, именно для Вас (а не для Васи Пупкина) финансовая независимость — это пассивный доход в 5 тысяч евро ежемесячно, и кроме того владение длинным списком активов, в котором, например, будет присутствовать недвижимость, небольшой свечной заводик и контрольный пакет акций Газпрома. И с этим всем вы готовы пуститься в автономное финансовое плавание.
M: Measurable — цели должны быть измеримыми. Т.е. у цели должны быть измеримые параметры, которые позволят нам понять достигли мы результата и в какой степени. Для финансовых целей обычно измеримым критерием является денежное выражение: количество тугриков, рупий, китайских юаней.
Так дом, из примера выше, имеет определенную стоимость, которая, кстати, со временем может меняться под воздействием инфляции или кризиса на рынке недвижимости. Но на текущий момент можно ее определить, например, в 500 тысяч евро.
Для буквы А мы возьмем сразу несколько трактовок:
 «attainable и achievable» — достижимый. Любой финансовый консультант скажет, что хорошо конечно планировать покупку круизного лайнера, но при инвестиционной сумму в 10 тысяч рублей в месяц это едва ли достижимо при ограничениях, связанных с продолжительностью человеческой жизни.
 Даже не впадая в крайности с круизными лайнерами, я часто сталкиваюсь с большим количеством «хотелок» у клиентов, все из которых реализовать просто невозможно.
 Но сегодня актуальней мне кажется трактовка «agreed» (именно с ней я столкнулась почти 10 лет назад, когда начинала учиться менеджменту и она мне дорога как память ).
Финансовые цели должны быть согласованными внутри семьи. Без этого они слишком часто становятся бессмысленными, записанными только на бумаге (в т.ч. в личном финансовом плане). Например, муж запланировал пенсию в тихом городке в Испании, а жена захотела дом через пару лет в ближайшем Подмосковье и накопления мужа на безбедную старость растворились в расходах на стройку.
Часто наши планы рушатся именно из-за отсутствия разделяемого видения внутри семьи. Говорите со своими половинками о будущем, согласовывайте финансовые цели, ведь у вас они общие.
R: relevant – цели должны быть соответствующими. А соответствовать они должны именно вашим потребностям, вашему образу жизни, текущему моменту вашей жизни. Они должны стоить ваших усилий на их достижение.
Наше окружение привносит в жизнь общее описание финансового благополучия: дорогая машина, дом, обучение детей в зарубежных университетах, ранний выход на пенсию. Насколько эти цели соответствуют вашим ценностям? Кому-то это действительно нужно, но нужно ли именно вам? Какие чувства вы испытаете при достижении выбранных целей?
T: Timed – цели должны быть ограничены по времени. Необходимо определить момент, к которому вы хотите их достичь. Некоторые цели привязаны к событиям в жизни, такие как получение образования детьми. Другие могут быть отодвинуты – например, покупка дома. В любом случае, когда вы ставите перед собой цели нужно указать дату их достижения. Тогда ваши планы приобретут конкретику.
Запись опубликована в рубрике Финансовое планирование с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика